Введение

Образование как социальная сфера деятельности человека имеет несколько функций. Оно выполняет как основную функцию приобщение молодежи к научным и культурным общечеловеческим ценностям, известным в опыте человеческой деятельности и к способам выявления, анализа и оценки закономерностей природы и общества.

Параллельно с этим  актуальны проблемы обращения молодежи к поиску новых знаний, способов познания и понимания социальных процессов. Соответственно, второй функцией образования становится развитие учащихся под влиянием содержания образования.

Но эти функции образования выполнимы только при условии выявления человеческого потенциала, его способности понять и выполнять нормы, требования, нравственные принципы, принятые в обществе. Соответственно, третьей функцией образования является выработка в учащихся способности к самореализации.

Цикл педагогических дисциплин включен в образовательные стандарты для выполнения всех этих трех функций. Педагогические знания и умения сопровождают планы и действия преподавателя любой учебной дисциплины, учебные действия любого студента, социальные и межличностные отношения любого человека.

Данное учебное пособие  составлено в соответствии с указанными тремя функциями изучения педагогики в вузах и требованиями образовательных стандартов и учебных программ дисциплины. К каждому комплексу даны краткие комментарии к учебному материалу, рекомендации и требования к работе студента на занятии и при самостоятельной работе.

В комплексе представлена структура, объем работы и формы аттестации студента на каждом занятии, в рамках модуля и в течение всего времени изучения курса. Предусмотрено, что на каждом занятии каждый студент должен выполнить четыре формы работы. Устный или письменный ответ должен показать глубину понимания одного из вопросов темы. Самостоятельная работа на 10-15 минут позволяет выявить понимание сущности основных понятий изучаемой темы. Проекты и практические домашние задания предусматривают применение теоретических  знаний в профессиональной деятельности.  Кроме того, каждый студент должен проработать и дополнить текст лекции по изучаемой теме по другим источникам или собственными смыслами. По каждой из этих форм работы студент должен получить до 25 баллов, в сумме за занятие – до 100 баллов.

При дистанционном обучении или в работе со студентами филиалов университета эти задания используются в форме  вебинаров. По полученным от студентов ответам они также аттестуются по модулям и в целом по предмету.

Итоги текущей аттестации определяются как среднее арифметическое баллов, полученных студентом за каждую тему модуля. Кроме этого для промежуточной аттестации по модулю предусмотрена контрольная работа или тест. В качестве творческих заданий для студентов предусмотрены: рефераты, участие в научной конференции и  в педагогической олимпиаде.

  Результаты обучения должны способствовать формированию следующих компетенций специалиста:

1.         общекультурные компетенции (ОК): навыки межличностных отношений, знание и соблюдение этических норм, способность приобретать знания, наличие педагогического мировоззрения в социальных отношениях,  способность видеть и оценивать социальные функции педагогических знаний, развитость умений межкультурной коммуникации.

2.         профессиональные компетенции (ПК): 

а) когнитивные компетенции (КК): способность выявлять познавательный, воспитательный и развивающий потенциал содержания, методов, форм и средств обучения и воспитания.

б) технологические компетенции (ТК): умение проектировать образовательные и воспитательные процессы, организовывать педагогическое взаимодействие посредством методов, приемов и форм педагогического процесса, организовать коллективное взаимодействие учащихся и развитие способности работы в команде.

в) информационно-исследовательские компетенции: умение поиска и  анализа педагогической литературы, видение педагогических проблем, владение исследовательскими методами, ориентированность на инновационную деятельность.

г) поведенческие компетенции: открытость общения, способность увлекать учащихся эмоциональной, актуальной и логически оформленной мыслью, способность презентовать и отстаивать престиж своей учебной дисциплины и достойно ее представлять в корпоративной сфере.