1.3 Словарь терминов модуля «Теория и технологии обучения»

      Авторская школа – образовательное учреждение, работа которого организуется на основе нового, оригинального концептуального проекта одного или группы авторов (педагогов-исследователей).

      Базовое образование – общественно необходимый уровень образовательной подготовки, определяющий базовую культуру человека.

      Баллы оценочные – условное численное выражение оценки учебных достижений учащихся.

      Беседа -  словесный метод обучения и воспитания, в котором путем заранее подготовленных учителем вопросов, опираясь на знания и опыт учащихся, изучаются новые знания или выявляется уровень их                                    усвоения.

         Вариативность образования – свойство или условие образования, в которых учащиеся могут выбрать разные траектории, области знаний, типы учреждений, адекватных собственным возможностям и планам.

         Взаимное обучение – форма обучения, в которой под руководством педагога учащиеся учат друг друга.

Воспитание (в широком смысле) целенаправленный и организованный процесс подготовки подрастающего поколения к общественной жизни и труду.

Воспитание (в узком смысле) – организованный и целенаправленный процесс формирования у воспитанника культуры поведения и адекватного отношения к окружающему миру и к самому себе.

Гуманитаризация образования – ориентированность образования на  приоритетное развитие общекультурных компонентов в обучении, воспитании человека.

         Дидактика (теория обучения) – отрасль педагогики, изучающая закономерности организации и совершенствования учебного процесса.

         Дидактическая игра – это форма учебного занятия, в которой цели и содержание учебного предмета структурно вложены в игровые правила и действия.

         Дифференцированное обучение – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

         Доступность обучения – принцип, требующий соответствия сложности и трудности изучения материала возможностям, представлениям, пониманию учащихся.

         Задача познавательная предполагает поиск новых знаний, умений и стимулирования активных умственных усилий учащихся.

         Качество знаний – высокий уровень владения учебным материалом, отличающейся полнотой и глубиной, системностью, оперативностью, гибкостью, конкретностью, обобщенностью.

         Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса с группой учащихся, по единому расписанию, с одинаковым содержанием для всех, организуемого одним учителем.

         Лекция – метод и форма обучения, при котором последовательно и аргументированно организуется изучение емкого по содержанию учебного материала, стимулируя и управляя мысленной деятельностью учащихся.

         Метод обучения – способ, путь совместной организованной деятельности учителя и учащихся направленной не усвоение содержания образования.

         Наблюдение – целенаправленное собирание информации об изучаемом явлении с помощью органов чувств.

         Наглядность – принцип обучения, требующий усвоения материала через создание образно-эмоциональных представлений учащихся.

         Научность – принцип обучения, требующий соответствия содержания и логики учебного материала и способов его изучения уровню развитости современной науки.

         Образование – процесс и результат усвоения человеком части культуры, отраженной в учебных стандартах образовательного учреждения.

         Обучение – совместная организованная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение содержания образования.

          Объяснение – прием обучения, помогающий раскрывать существенные свойства изучаемых явлений разнообразными аргументами.

Олигофренопедагогика -  раздел специальной педагогики, занимающийся проблемами обучения и воспитания умственно отсталых детей.

          Определение – характеристика понятия через существенные признаки явления.

Основные категории педагогики – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.

Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для обучения, воспитания и свободного развития воспитанников.

Педагогический процесс – воспитание и обучение в их единстве составляют целостный педагогический процесс.

Педагогический процесс имеет следующую структуру:

Цель – принцип – содержание – формы – методы – средства –результат.

          Познание – деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний через выяснение причинно-следственных связей.

         Понятие – результат общего представления об объектах и явлениях через совокупность характерных свойств, признаков.

         Преподавание – организация и управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.

         Приемы обучения – конкретные, локальные более мелкие операции взаимодействия учителя и учащихся в методе, учитывающие особенности учебного материала, возможности детей и характер учебной     ситуации.

         Принципы обучения – требования, помогающие более эффективно организовывать обучение и достигать запланированные задачи.

         Проблемное обучение – вид учебно-познавательной деятельности, в котором учитель организует изучение учебного материала через решение учебных проблем и ситуаций поиска.

         Проверка и оценка знаний и умений учащихся – процесс выявления и сравнения уровня усвоения учебного материала требованием к качеству знаний и умений.

         Развивающее обучение – направление обучения, ориентированное на развитие физических, интеллектуальных и психических сил учащихся через рассуждение о знаниях и способах их получения.          

Репродуктивный метод обучения – способ формирования мыслительных действий и выполнение практических действий через показ образов.

         Самообразование – приобретение систематизированных знаний и умений через самостоятельные действия учащихся.

         Системность знаний – наличие в сознании структурно-функциональных связей между смежными компонентами или знаниями.

         Содержание образования – часть культуры отобранная, дидактически отработанная и включенная в учебные стандарты, программы, учебники.

         Средства обучения – компонент учебно-материальной базы школ или физиологических органов учащихся, помогающих усвоению учебного материала.

         Умения – освоенные человеком способы выполнения действий, предписанных знаниями и правилами.

         Урок – ограниченный во времени промежуток учебного процесса управляемый одним учителем с постоянным составом учащихся и единым для всех содержанием.

         Учебная деятельность – процесс усвоения знаний и способов через решение учебных задач.

         Учебник – вид книги, в которой излагается содержание минимума знаний по учебной дисциплине.

         Эвристический метод (частично-поисковый) – организация познания через поэлементные поисковые вопросы и учебные ситуации