Тема 10.  Сущность и закономерности   воспитания.

1. Проанализировать и аргументировать содержание темы по структурно-логической схеме (Схема 10).

  2.По одному из данных вопросов представить тезисы или развернутый ответ:

     а) сущность и специфика воспитания в современном обществе;

     б) структура воспитания;

     в) закономерности и принципы воспитания;

     г) функции воспитания;

     д) специфика воспитания в современном обществе.

3. Докончить утверждения, используя содержание темы:

     а) основными компонентами структуры воспитания являются …

     б) принципы воспитания отличаются от закономерностей …

     в) назовите хотя бы пять движущих сил воспитания:

4. Решить следующие педагогические задачи:

     а) Обучение -  передача знаний, а воспитание – передача жизненного опыта (В.А.Сухомлинский). Определить неполноту этих определений и изменить их через выражение сущности этих категорий педагогики.

     б) существуют  несколько понятий воспитания:

     - всякое изменение в поведении человека;

     - «самостроительство» личности;

     - подражание ребенка поведению взрослых;

     - помощь ребенку в самореализации;

     - влияние на ребенка через режим питания.

     Аргументируя своими примерами, объясните, что они не выражают сущность воспитания и не являются определениями.

     5. Самопроверка студентом уровня своей подготовки

Основные знания:

     а) определение категорий:  «воспитание», «перевоспитание», «самовоспитание», «социализация»;

     б) структура процесса воспитания;

     в) основные направления процесса воспитания;

     в) принципы и закономерности воспитания.

Основные умения:

     а) определить сущность воспитания путем сравнительного анализа различных понятий и подходов;

     б) выделять этапы воспитания в конкретной педагогической ситуации;

     в) связать цель и задачи с основными направлениями содержания воспитания;

     г) связать принципы воспитания с конкретными педагогическими ситуациями.

6. Источники для самоподготовки

     1. Современные теории воспитания //kpip.kbsu.ru/pd/did_les_6…

     2. Движущие силы в процессе воспитания //www.spimash.ru/2008/07/23/dvizhushhikh_sil

     3.   Борытко Н.М. Педагогика – М.: Академия,2009. – 396с.

     4. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах – Ростов на / Д: ТД Учитель,1999

     5. Теория воспитания // Сидоров С.В. Теоретическая педагогика // sv-sidorov.usoz.cjm/posobiya/teor-pedag

 

Схема 10.  Процесс воспитания.

Стрелка вправо: соц. заказ

основные понятия

 

ПЕДАГОГ

 

цель, идеал

 

содержание

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Овал: нравы
   питание, кормление, подражание

   назидание, послушание                                             сильный человек                                                                           эстетическое

Овал: труд
Овал: ум
   педагогическое воздействие,                                    мудрый человек                                                                           физическое

   формирование, самовоспитание,                              рыцарь                                                                           гражданское

   перевоспитание, помощь                                           джентльмен                                                                           патриотическое

   самостановлении                                                        всестороннее развитие                                                                           правовое

                                                                                        целостная личность                                                                 экономическое

воспитанники

 

особенности

общественных условий

 

структура

 

движущие силы

 
 

 


компоненты

 
 

 

   

 1. ____________________        1. приобщение к нормам воспитанности   1. закономерности и принципы           1.противоречия

2.   --------------------------------        2. воздействие на чувства                            2.средства и условия                            2  требования

3. ----------------------------------        3. формирование отношений                      3. методы и приемы                             3.желание быть лучше

4.  --------------------------------         4. вызов  правильных поступков                4. технологии                                       4. творческая атмосфера   

                                                    5. воспитание поведения                              5.качественный результат