Тема 13.  Коллектив как объект и субъект воспитания.

1. Проанализировать и аргументировать содержание темы по структурно-логической схеме (Схема 13).

2. По одному из данных вопросов представить тезисы или развернутый ответ:

          а) понятие об ученическом коллективе. Признаки коллектива;

          б) методика организации и сплочения коллектива;

          в) этапы развития коллектива;

          г) принципы коллективного воспитания А.С.Макаренко.

3. Докончить утверждения, используя содержание темы:

     а) сущностными  признаками  коллектива являются…

     б) коллективные дела отличаются следующими признаками…

     в) объяснить один из принципов коллективного воспитания А.С.Макаренко…

4. Решить следующие педагогические задачи:

     1.В книге А.Н.Лутошкина «Как вести за собой» даны виды детских коллективов (песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус и горящий факел) и стили управления организаторов (плывущий плот,     разящие стрелы, возвращающийся бумеранг, снующий челнок, фиксирующий статист). Поместите каждого организатора в свой коллектив.

     2. Выпуск стенной газеты, устный журнал, группа художественной самодеятельности считают коллективными формами работы. Для каждого дела определите ключевые фигуры и обоснуйте коллективный характер этих дел.

     3. Характеристика класса. Интересы многих определены за пределами учебы. Одни бегают на спортивные секции, другие всецело ушли в компьютерные игры. Есть «технари» и меломаны. Каждый занят сам по себе. Предложите коллективные дела для объединения класса.

5. Самопроверка студентом уровня своей подготовки

Основные знания:

     а) характеристика основных признаков ученического коллектива;

     б) характеристика коллективной деятельности;

     в) особенности  и различия видов детских коллективов;

     г)  динамика развития детского коллектива;

     е) взаимодействие педагогического управления и самодеятельности учащихся в детских коллективах.

Основные умения:

     а) подбирать и представлять ребятам коллективные дела;

     б) организовывать коллективное дела и использовать и вовлекать в них максимальное количество детей;

     в) выявлять уровень развития детского коллектива;

     г) выявлять степень влияния коллектива на отдельных членов.

6. Источники для самоподготовки

     1.Детский коллектив как объект и субъект воспитания //cito-wweb.yspu.org/link1/metod/met40…

     2. Коллектив и личность // anna-potapova.ucoz.ru/load/vospitanie/lichnosti

     3. Макаренко А.С. О воспитании // pedagogic.ru/books/item/foo/soo

     4. Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике // www.pedagogika.fine.ru/pedagogs-578 - 1...

Схема 13. Коллектив как объект и субъект воспитания

индивид

 

группа

 

коллектив

 
 

 

 

 

 

 

 

 


стиль управления

 

уровень развития

 

виды детских коллективов

 

цель и задачи

 
                                            

1.     Устойчивая группа                                                                                                         1. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о коллективе

2.     Общественные и индивидуальные цели                                                                          - перспективные линии

3.     Совместная деятельность                                                                                                  - параллельное действие

4.     Взаимная зависимость                                                                                                       - сменное управление

5.     Взаимная ответственность                                                                                                - духовная общность

6.     Самоуправление                                                                                                              2. Бел-Ланкастерская школа

                                                                                                                                                3. Вальдорфская школа

                                                                                                                                                4. Опыт советской школы

 

 

 


Проблема соотношения коллективного и индивидуального воздействия на ребенка

 

Основные признаки

Функции классного руководителя, воспитателя, учителя. Степень влияния на детей

 

           I этап                  II этап                  III этап                  IV этап

 

динамика развития