Глава 1.  Содержание модуля « Теория и технологии обучения»

1.1  Инструкция для студентов по работе с учебным курсом

     Раздел «Теория и технология обучения» имеет целью подготовку студентов любого факультета к осознанному отношению и пониманию своей учебной деятельности на учебных занятиях и развитие умений работать с учебной литературой самостоятельно.

         На факультетах педагогического образования по базовым дисциплинам специальности студентов необходимо обучать знаниям и умениям, перечисленным к каждой теме, которые в совокупности ведут к  овладению профессиональной эрудицией, мировоззрением и педагогическим мастерством. Они должны изучать дидактику как область научных педагогических знаний как  инструментов организации обучения в учреждениях образования. Для этого в курсе изучаются: структура, движущие силы, функции, содержание, методы, формы организации и критерии качества учебного процесса в школе.  На разных факультетах студентам необходимо научиться связывать знания, полученные по этому разделу, со способами учебного познания в  профильных учебных дисциплинах по специальности.

          Дидактика содержит в себе знания, которые могут помочь любому человеку в изучении и понимании любой области знаний. В ней сосредоточены закономерности, методы и средства эффективной организации познавательной деятельности человека вообще и  учащихся  и студентов в частности.  Изучение дидактики значительно облегчает ход  учебы студента на аудиторных занятиях, в  самостоятельной подготовке к ним, а также  в самообразовании.

         Для рационального и успешного овладения материалом раздела «Дидактика» студентам необходимо соблюдать следующие установки:

     1. Рассматривать знания теории и технологий  обучения как инструменты рациональной организации собственной учебной деятельности.

     2. На лекциях нужно работать, выявляя основные знания, ориентиры дополнительной работы, создавая собственный смысл и понимание, наблюдая логику работы лектора.

     3. К семинару нужно иметь общее представление о теме и глубоко знать хотя бы один из заданных вопросов, остальные вопросы можно понять, слушая и обсуждая ответы других студентов.

     4. Письменные практические задания помогают развивать профессиональные умения и лучше понять значение теории.

     5. Лучшее понимание идет не от заучивания материала, а от вопросов и участия в их обсуждении  по каждой  теме на лекции, семинаре, консультации.

     6. Профессионализм требует не ограничиваться усвоением известных знаний, а ориентироваться на перспективу, что требует инициативы, творческой работы студента.

     7. Качественные изменения в развитии студента видны не в объеме усвоенного материала, а в его способности выражать свое отношение к нему, давать объективный анализ и оценку известным знаниям и опыту.

     К каждой теме в тексте пособия дана адекватная литература, а ко всем темам рекомендуются следующие основные источники знаний:

1.Подласый И.П. Педагогика: Учебник – М.: Высш. обр.,2007. – 507с.

2.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пос. – М.: Гардарики, 2005. – 520с.

3.Дидактика средней школы / Под ред.  М.Н. Скаткина – М.: Просвещение, 1982

4. Нюдюрмагомедов А.Н., Рамазанов М.Б. Структурно-логические схемы и задачи по педагогике – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. – 113с. ( Структурно-логические схемы представлены по материалам данного пособия)

5. Федеральный закон об образовании в РФ http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1646176

6. Педагогический энциклопедический словарь - М., 2002

7. Российская педагогическая энциклопедия // www.gumer.info/bibliotek_buks/pedagog/russpens

8. Педагогика: учебно-методический комплекс / Под ред.. А.Н.Нюдюрмагомедова – Махачкала, 2011.