1.3 Словарь терминов модуля «Теория и технологии обучения»
Авторская школа – образовательное учреждение, работа
которого организуется на основе нового, оригинального концептуального проекта
одного или группы авторов (педагогов-исследователей).
Базовое образование – общественно необходимый уровень образовательной подготовки,
определяющий базовую культуру человека.
Баллы оценочные – условное численное выражение
оценки учебных достижений учащихся.
Беседа -
словесный метод обучения и воспитания, в котором путем заранее
подготовленных учителем вопросов, опираясь на знания и опыт учащихся, изучаются
новые знания или выявляется уровень их усвоения.
Вариативность образования – свойство или условие образования,
в которых учащиеся могут выбрать разные траектории, области знаний, типы учреждений,
адекватных собственным возможностям и планам.
Взаимное обучение – форма обучения, в которой под
руководством педагога учащиеся учат друг друга.
Воспитание (в широком смысле) целенаправленный и организованный процесс
подготовки подрастающего поколения к общественной жизни и труду.
Воспитание (в узком смысле) – организованный и целенаправленный процесс
формирования у воспитанника культуры поведения и адекватного отношения к
окружающему миру и к самому себе.
Гуманитаризация образования –
ориентированность образования на
приоритетное развитие общекультурных компонентов в обучении, воспитании
человека.
Дидактика (теория
обучения) – отрасль
педагогики, изучающая закономерности организации и совершенствования учебного
процесса.
Дидактическая
игра – это форма учебного занятия, в которой цели и содержание учебного
предмета структурно вложены в игровые правила и действия.
Дифференцированное
обучение – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности,
интересы, способности учащихся.
Доступность
обучения – принцип, требующий соответствия сложности и трудности изучения
материала возможностям, представлениям, пониманию учащихся.
Задача
познавательная предполагает поиск новых знаний, умений и стимулирования
активных умственных усилий учащихся.
Качество
знаний – высокий уровень владения учебным материалом, отличающейся полнотой
и глубиной, системностью, оперативностью, гибкостью, конкретностью,
обобщенностью.
Классно-урочная
система обучения – организация учебного процесса с группой учащихся, по
единому расписанию, с одинаковым содержанием для всех, организуемого одним
учителем.
Лекция
– метод и форма обучения, при котором последовательно и аргументированно
организуется изучение емкого по содержанию учебного материала, стимулируя и
управляя мысленной деятельностью учащихся.
Метод
обучения – способ, путь совместной организованной деятельности учителя и
учащихся направленной не усвоение содержания образования.
Наблюдение
– целенаправленное собирание информации об изучаемом явлении с помощью
органов чувств.
Наглядность
– принцип обучения, требующий усвоения материала через создание
образно-эмоциональных представлений учащихся.
Научность
– принцип обучения, требующий соответствия содержания и логики учебного
материала и способов его изучения уровню развитости современной науки.
Образование
– процесс и результат усвоения человеком части культуры, отраженной в
учебных стандартах образовательного учреждения.
Обучение
– совместная организованная деятельность учителя и учащихся, направленная
на усвоение содержания образования.
Объяснение
– прием обучения, помогающий раскрывать существенные свойства изучаемых
явлений разнообразными аргументами.
Олигофренопедагогика - раздел
специальной педагогики, занимающийся проблемами обучения и воспитания умственно
отсталых детей.
Определение
– характеристика понятия через существенные признаки явления.
Основные категории педагогики – основные педагогические понятия,
выражающие научные обобщения.
Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность,
направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для
обучения, воспитания и свободного развития воспитанников.
Педагогический процесс – воспитание и обучение в их единстве составляют
целостный педагогический процесс.
Педагогический процесс
имеет следующую структуру:
Цель – принцип – содержание – формы –
методы – средства –результат.
Познание
– деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний
через выяснение причинно-следственных связей.
Понятие
– результат общего представления об объектах и явлениях через совокупность
характерных свойств, признаков.
Преподавание – организация и управление
учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Приемы
обучения – конкретные, локальные более мелкие операции взаимодействия
учителя и учащихся в методе, учитывающие особенности учебного материала,
возможности детей и характер учебной ситуации.
Принципы
обучения – требования, помогающие более эффективно организовывать обучение
и достигать запланированные задачи.
Проблемное
обучение – вид учебно-познавательной деятельности, в котором учитель
организует изучение учебного материала через решение учебных проблем и ситуаций
поиска.
Проверка
и оценка знаний и умений учащихся – процесс выявления и сравнения уровня
усвоения учебного материала требованием к качеству знаний и умений.
Развивающее
обучение – направление обучения, ориентированное на развитие физических,
интеллектуальных и психических сил учащихся через рассуждение о знаниях и
способах их получения.
Репродуктивный метод обучения – способ формирования мыслительных
действий и выполнение практических действий через показ образов.
Самообразование
– приобретение систематизированных знаний и умений через самостоятельные
действия учащихся.
Системность
знаний – наличие в сознании структурно-функциональных связей между смежными
компонентами или знаниями.
Содержание
образования – часть культуры отобранная, дидактически отработанная и
включенная в учебные стандарты, программы, учебники.
Средства
обучения – компонент учебно-материальной базы школ или физиологических
органов учащихся, помогающих усвоению учебного материала.
Умения
– освоенные человеком способы выполнения действий, предписанных знаниями и
правилами.
Урок – ограниченный во времени промежуток
учебного процесса управляемый одним учителем с постоянным составом учащихся и
единым для всех содержанием.
Учебная
деятельность – процесс усвоения знаний и способов через решение учебных
задач.
Учебник – вид книги, в которой излагается
содержание минимума знаний по учебной дисциплине.
Эвристический
метод (частично-поисковый) – организация познания через поэлементные
поисковые вопросы и учебные ситуации