Тема 10. Сущность и закономерности воспитания.
1. Проанализировать
и аргументировать содержание темы по структурно-логической схеме (Схема 10).
2.По одному из данных вопросов представить
тезисы или развернутый ответ:
а) сущность и
специфика воспитания в современном обществе;
б) структура
воспитания;
в) закономерности
и принципы воспитания;
г) функции
воспитания;
д) специфика воспитания в современном обществе.
3. Докончить утверждения, используя содержание темы:
а) основными компонентами структуры воспитания
являются …
б) принципы воспитания отличаются от
закономерностей …
в) назовите хотя
бы пять движущих сил воспитания:
4. Решить следующие
педагогические задачи:
а) Обучение - передача знаний, а воспитание – передача
жизненного опыта (В.А.Сухомлинский). Определить неполноту этих определений и
изменить их через выражение сущности этих категорий педагогики.
б) существуют несколько понятий воспитания:
- всякое изменение
в поведении человека;
- «самостроительство» личности;
- подражание
ребенка поведению взрослых;
- помощь ребенку в
самореализации;
- влияние на
ребенка через режим питания.
Аргументируя
своими примерами, объясните, что они не выражают сущность воспитания и не
являются определениями.
5. Самопроверка студентом уровня своей
подготовки
Основные знания:
а) определение категорий: «воспитание», «перевоспитание»,
«самовоспитание», «социализация»;
б) структура процесса воспитания;
в) основные направления процесса воспитания;
в) принципы и закономерности воспитания.
Основные умения:
а) определить сущность воспитания путем сравнительного анализа различных
понятий и подходов;
б) выделять этапы воспитания в конкретной педагогической ситуации;
в) связать цель и задачи с основными направлениями содержания воспитания;
г) связать принципы воспитания с конкретными педагогическими ситуациями.
6. Источники для самоподготовки
1. Современные теории воспитания //kpip.kbsu.ru/pd/did_les_6…
2. Движущие силы в процессе воспитания //www.spimash.ru/2008/07/23/dvizhushhikh_sil…
3. Борытко
Н.М. Педагогика – М.: Академия,2009. – 396с.
4. Бондаревская
Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах – Ростов на / Д:
ТД Учитель,1999
5. Теория воспитания // Сидоров С.В. Теоретическая педагогика // sv-sidorov.usoz.cjm/posobiya/teor-pedag…
Схема 10. Процесс
воспитания.
основные понятия ПЕДАГОГ цель, идеал содержание
питание, кормление, подражание
назидание, послушание сильный
человек эстетическое
педагогическое воздействие, мудрый
человек физическое
формирование, самовоспитание, рыцарь гражданское
перевоспитание, помощь джентльмен патриотическое
самостановлении
всестороннее развитие правовое
целостная
личность
экономическое
воспитанники особенности общественных
условий структура движущие силы
компоненты
1. ____________________ 1. приобщение к нормам
воспитанности 1. закономерности и принципы 1.противоречия
2.
--------------------------------
2. воздействие на чувства 2.средства и
условия 2
требования
3. ---------------------------------- 3. формирование отношений 3. методы и приемы 3.желание быть лучше
4.
--------------------------------
4. вызов правильных
поступков 4. технологии 4.
творческая атмосфера
5. воспитание поведения 5.качественный
результат