Тема 12. Методы, формы воспитания.
1. Проанализировать и аргументировать содержание темы по структурно-логической
схеме (Схема 12).
2. По одному из данных вопросов представить тезисы или развернутый ответ:
а) характеристика методов, форм и
средств воспитания;
б) классификация методов воспитания;
в) структура и технологии методов воспитания;
г) формы организации
воспитания.
3. Докончить утверждения, используя
содержание темы:
а) классификация методов воспитания
проведена на основе…
б) методы накопления опыта
поведения отличаются от методов убеждения…
в) при отборе методов и форм воспитания
учитывают...
4. Решить следующие педагогические задачи:
а) Психолог Виктор Франкл писал: «В концлагере мы видели, как одни вели себя
как свиньи, а другие оставались святыми». Постройте этическую беседу по этой
теме;
б) Известно, что для
действенности педагогического поручения необходимо соблюдать ряд условий.
Подготовьте один из видов поручений с соблюдением этих условий;
в) Любая семья имеет право на
«закрытую дверь». Если отклонения в поведении ученика обусловлены такими
условиями семьи, как вы преодолеете такой барьер воспитания?
5. Самопроверка студентом уровня своей подготовки
Основные знания:
а) понятие и структура метода воспитания;
б) разные основания классификации методов воспитания;
в) технология, преимущества и недостатки, диапазон применения и
эффективность метода воспитания;
г) характеристика приемов воспитания;
д) связь методов воспитания с методами других
областей человекознания.
Основные умения:
а) привязывать методы к соответствующим этапам воспитания в процессе
решения педагогической задачи;
б) выбирать оптимальные методы педагогического взаимодействия в данной
педагогической ситуации;
в) импровизировать разные методы воспитания;
г) выявлять эффективность воздействия примененного метода;
д) свободно применять методы педагогического
взаимодействия.
6. Источники для самоподготовки
1. Методы и формы воспитания // biofile.ru/psy/11605-html
2. Методы и формы воспитания и
проблема их классификации // lib.znate.ru/docs/index-149085…
3. Формы, методы и средства
воспитания // kurs.znate.ru/docs/index-110614…
4. Яшина О.И. Методы, средства и формы
воспитания в современной педагогике //nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/semya…
Схема 12. Методы, формы и средства воспитания.
воспитатель постановка цели мотивация
воздействия средства
воздействия процедуры оценка
воздействия
В ЗА И М О Д ЕЙ С Т В И Е
воспитанник ожидание блага Благоприятн. обстановка. обстановка проявление
интереса встречные
действия реальные
изменения
1. Методы изучения ребенка: Знать
человека, чтобы воздействовать на него
-
наблюдение
- беседа, интервью, опрос,
тест
-
изучение продуктов деятельности
Понимание и осознание воздействия
- консилиум
- эксперимент
2.
Методы формирования сознания, убеждения:
Включение в поступки, поведение
- рассказ, беседа, лекция, диспут
- пример (живой,
опосредованный)
-
чтение, кино, театр, телевидение.
Потребность в поддержке
3. Методы формирования опыта поведения:
- педагогическое требование
- педагогическое поручение
Формировать
самосознание
приемы
педагогического воздействия
- приучение, упражнение
- воспитание, ситуации,
деятельность
4. Методы стимулирования
поведения:
- поощрение
1. Созидающие
4. Тормозящие
-
наказание
2. Накопление опыта поведения 5. Скрытого
воздействия
- соревнование
3. Динамики чувств и интереса 6. Вспомогательные
5. Методы самовоспитания