Тема 13. Коллектив как объект и
субъект воспитания.
1. Проанализировать и аргументировать содержание темы по структурно-логической
схеме (Схема 13).
2. По одному из данных вопросов представить тезисы или развернутый ответ:
а) понятие об ученическом коллективе.
Признаки коллектива;
б) методика организации и сплочения коллектива;
в) этапы развития коллектива;
г) принципы коллективного
воспитания А.С.Макаренко.
3. Докончить утверждения, используя
содержание темы:
а) сущностными признаками
коллектива являются…
б) коллективные дела отличаются следующими признаками…
в) объяснить один из принципов коллективного воспитания А.С.Макаренко…
4. Решить следующие педагогические задачи:
1.В книге А.Н.Лутошкина «Как вести за собой»
даны виды детских коллективов (песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк,
алый парус и горящий факел) и стили управления организаторов (плывущий плот, разящие стрелы, возвращающийся бумеранг,
снующий челнок, фиксирующий статист). Поместите каждого организатора в свой
коллектив.
2. Выпуск стенной газеты, устный журнал, группа художественной
самодеятельности считают коллективными формами работы. Для каждого дела
определите ключевые фигуры и обоснуйте коллективный характер этих дел.
3. Характеристика класса. Интересы многих определены за пределами учебы.
Одни бегают на спортивные секции, другие всецело ушли в компьютерные игры. Есть
«технари» и меломаны. Каждый занят сам по себе. Предложите коллективные дела
для объединения класса.
5. Самопроверка студентом уровня своей подготовки
Основные знания:
а) характеристика основных признаков ученического коллектива;
б) характеристика коллективной деятельности;
в) особенности и различия видов
детских коллективов;
г) динамика развития детского
коллектива;
е) взаимодействие педагогического управления и самодеятельности учащихся
в детских коллективах.
Основные умения:
а) подбирать и представлять ребятам коллективные дела;
б) организовывать коллективное дела и использовать и вовлекать в них
максимальное количество детей;
в) выявлять уровень развития детского коллектива;
г) выявлять степень влияния коллектива на отдельных членов.
6. Источники для самоподготовки
1.Детский коллектив как объект и субъект воспитания //cito-wweb.yspu.org/link1/metod/met40…
2. Коллектив и личность // anna-potapova.ucoz.ru/load/vospitanie/lichnosti…
3. Макаренко А.С. О воспитании // pedagogic.ru/books/item/foo/soo…
4. Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической
педагогике // www.pedagogika.fine.ru/pedagogs-578 - 1...
Схема 13. Коллектив как объект и субъект воспитания
индивид группа коллектив
стиль управления уровень развития виды детских
коллективов цель и задачи
1.
Устойчивая
группа
1. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о коллективе
2.
Общественные и
индивидуальные цели -
перспективные линии
3.
Совместная
деятельность
- параллельное действие
4.
Взаимная
зависимость
- сменное управление
5.
Взаимная
ответственность
- духовная общность
6.
Самоуправление
2. Бел-Ланкастерская
школа
3.
Вальдорфская школа
4. Опыт советской школы
Проблема
соотношения коллективного и индивидуального воздействия на ребенка Основные признаки Функции классного
руководителя, воспитателя, учителя. Степень влияния на детей I этап II этап III этап IV этап динамика развития