Глава 1. Содержание модуля «
Теория и технологии обучения»
1.1 Инструкция для студентов по
работе с учебным курсом
Раздел «Теория и технология обучения»
имеет целью подготовку студентов любого факультета к осознанному отношению и
пониманию своей учебной деятельности на учебных занятиях и развитие умений
работать с учебной литературой самостоятельно.
На факультетах педагогического
образования по базовым дисциплинам специальности студентов необходимо обучать
знаниям и умениям, перечисленным к каждой теме, которые в совокупности ведут
к овладению профессиональной эрудицией,
мировоззрением и педагогическим мастерством. Они должны изучать дидактику как
область научных педагогических знаний как
инструментов организации обучения в учреждениях образования. Для этого в
курсе изучаются: структура, движущие силы, функции, содержание, методы, формы
организации и критерии качества учебного процесса в школе. На разных факультетах студентам необходимо
научиться связывать знания, полученные по этому разделу, со способами учебного
познания в профильных учебных дисциплинах
по специальности.
Дидактика содержит в себе знания, которые
могут помочь любому человеку в изучении и понимании любой области знаний. В ней
сосредоточены закономерности, методы и средства эффективной организации
познавательной деятельности человека вообще и
учащихся и студентов в частности.
Изучение дидактики значительно облегчает
ход учебы студента на аудиторных
занятиях, в самостоятельной подготовке к
ним, а также в самообразовании.
Для рационального и успешного
овладения материалом раздела «Дидактика» студентам необходимо соблюдать
следующие установки:
1. Рассматривать знания теории и технологий обучения как инструменты рациональной
организации собственной учебной деятельности.
2. На лекциях нужно работать, выявляя основные знания, ориентиры
дополнительной работы, создавая собственный смысл и понимание, наблюдая логику
работы лектора.
3. К семинару нужно иметь общее представление о теме и глубоко знать хотя
бы один из заданных вопросов, остальные вопросы можно понять, слушая и обсуждая
ответы других студентов.
4. Письменные практические задания помогают развивать профессиональные
умения и лучше понять значение теории.
5. Лучшее понимание идет не от заучивания материала, а от вопросов и
участия в их обсуждении по каждой теме на лекции, семинаре, консультации.
6. Профессионализм требует не ограничиваться усвоением известных знаний,
а ориентироваться на перспективу, что требует инициативы, творческой работы
студента.
7. Качественные изменения в развитии студента видны не в объеме
усвоенного материала, а в его способности выражать свое отношение к нему,
давать объективный анализ и оценку известным знаниям и опыту.
К каждой теме в тексте пособия дана адекватная литература, а ко всем
темам рекомендуются следующие основные источники знаний:
1.Подласый И.П. Педагогика: Учебник –
М.: Высш. обр.,2007. – 507с.
2.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.
Пос. – М.: Гардарики, 2005. – 520с.
3.Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина – М.: Просвещение, 1982
4. Нюдюрмагомедов А.Н., Рамазанов
М.Б. Структурно-логические схемы и задачи по педагогике – Махачкала: ИПЦ ДГУ,
1997. – 113с. ( Структурно-логические схемы представлены по материалам данного
пособия)
5. Федеральный закон об образовании в
РФ http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1646176
6. Педагогический энциклопедический
словарь - М., 2002
7. Российская педагогическая
энциклопедия // www.gumer.info/bibliotek_buks/pedagog/russpens
8. Педагогика: учебно-методический
комплекс / Под ред.. А.Н.Нюдюрмагомедова
– Махачкала, 2011.