Тема 16. Целостный педагогический
процесс.
1.Проанализировать и аргументировать содержание темы по структурно-логической
схеме (Схема 16).
2. По одному из данных вопросов представить тезисы или развернутый ответ:
1.Основные компоненты целостного педагогического процесса.
2.Принципы и движущие силы целостного педагогического процесса.
3.Условия интеграции в целостном педагогическом процессе.
3. Докончить утверждения, используя
содержание темы:
1.ЦПП отличается от
педагогического процесса…
2.ЦПП имеет следующие компоненты…
4. Организация ЦПП требует следующих условий…
1. Решить следующие педагогические задачи:
1.В педагогике существует вопрос,
«моральна ли истина, истинна ли мораль». Предложите проект учебного предмета,
позволяющего ответить на этот вопрос.
2. Педагоги всегда жалуются на то, что в классе с разным уровнем
развития учащихся трудно работать эффективно. Предложите проект работы учителя
с учащимися одинакового уровня развития.
3. Известный писатель М.Ф.Достоевский пытался исследовать экологию
свободы личности. Познакомившись с его идеями, предложите проект экологии
личности ученика в образовании.
5. Самопроверка студентом уровня своей подготовки
Основные знания:
а) основные
понятия: педагогический, целостный процесс;
б) компоненты
педагогического процесса;
в) условия
интеграции педагогического процесса;
г) единство
закономерностей и принципов обучения и воспитания;
д) движущие силы педагогического процесса;
Основные умения:
а) сравнивать педагогический процесс с
целостным процессом;
б) ставить и реализовывать интегративную
цель и задачи в локальном педагогическом процессе;
в)
определять степень целостности педагогического процесса;
г)
проектировать и реализовывать основные компоненты целостного педагогического
процесса;
д) создавать условия эффективного управления педагогическим
процессом.
6. Источники для самоподготовки
1.Целостный
педагогический процесс //rud.exdat.com/doos/index-636090…
2. Целостный
педагогический процесс. // do.gendoc.ru/docs/index-353764…
3. Целостный педагогический
процесс.// www.pedpro.ru/basic/9/1-32/
Схема 16. Целостный
педагогический процесс
Основные понятия Педагогическое
взаимодействие Взаимодействующие
условия системы
Целостный
Система образования и
Системный
Социальные условия
Педагогический процесс
Конкретные ситуации обстоятельства жизни
Интеграция
Свобода и инициатива
Учебно-воспитательный процесс
Изменение
воспитанников
-
зарождение
- целевой -
в постановке общих и частных целей
- формирование - диагностический - в конструировании содержания
- корректировка - проектировочный - в подборе методов
-
оформление целостности - содержательный - в
организационных формах
- организационный - в управлении
- аналитический - в анализе результатов
- отражение духа времени
- противоречия
- неразрывность образования,
воспитания, развития -
время, уплотняющее опыт
- единство сил и средств
педагогического воздействия -
интенсификация
- соответствие цели, процесса
и результата
- потребности личности
- зависимость инициативы от
форм и методов -
приятность и соответствие формы
- доминирование сущностных сил и способностей - требования
Психологические
аспекты
-
творческая, свободная атмосфера
Младшие дети Младшие школьники Подростки Старшие школьники
1. понимание
сущности целостного процесса 1. Интегративный, обобщающий
характер
2. видение системы в целом 2. Видение главного
направления
3. налаживание интегративных связей 3. Сосредоточенность усилий
3. Умения рационально расставлять силы и средства 4. Нравственная предосторожность
4. Сочетание единоначалия и инициативы 5. Предприимчивость
5. Аналитический подход
6. Творческий подход к делу
6. Гибкость и оперативность решения 7. Самосовершенствование