Тема 3.  Содержание образования

     1. Проанализировать и аргументировать содержание темы по структурно-логической схеме (Схема 2).

     2. По одному из данных вопросов представить тезисы или развернутый ответ:

     а) основные компоненты образования (знания, умения и навыки, опыт творчества, эмоционально – оценочное отношение, индивидуальный смысл).

     б) методы моделирования учебных программ, учебников, пособий.

     в) роль основных и вспомогательных знаний в учебниках и пособиях.

4.    Докончить утверждения, используя содержание темы:

а) знания отличаются от умений…

       б) образованный человек имеет…

        в) основные знания отличаются от вспомогательных знаний…

  5. Подготовить проекты:

     а) из одного параграфа учебника выписать основные знания, а вспомогательные знания заменить своими аргументами.

     б) к одной учебной теме составить задания на поиск учениками новых знаний.

     в) составить перечень своих учебных умений.

6. Самопроверка студентом степени усвоения темы 

Основные знания:

а) характеристика основных понятий: образование, знания, умения;

б) структура компонентов образования;

в) принципы отбора содержания образования;

г) характеристика учебного плана и учебных программ;

д) характеристика структуры учебников и пособий;

Основные умения:

а) определять признаки образованного человека;

б) выделять основные и вспомогательные знания в учебном предмете;

в) составлять систему учебно-познавательных средств;

 г) выделять признаки эмоционально-оценочного отношения учащихся к изучаемому материалу;

 д) определять качества хорошего учебника.

6. Источники для самоподготовки

1. Гукаленко О.Б. Образовательное пространство СНГ: проблемы и перспективы развития // Педагогика, 2007, №2. с. 3-11

     2.Содержание образования //didaktika.ru/osnovy-obshhej-didaktiki/soderzhanie-obrazovanija.

3. Содержание образования // www.psylist.net/pedagogika/8.htm

     4. Содержание образования // www.psylist.net/pedagogika/8.htm

5. Федеральные образовательные стандарты http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681.

 

Схема 2.  Воспитание, формирование и развитие личности

личность

 

проблема личности в науке

 
 

 

 

 

 


                                       - индивид                                                                                                                                 -  личн. - индив. +  прир. + соц.

собственная активность

 
                                       - активность                                                                                                                             - личн. - самост. соц. деятельности

                                       - онтогенез                                                                                                                               - личн. - совокупн. общ. отношений

                                       - развитие                                                                                                                                 - личн. – маска для общества

среда, наследственность, воспитание

 
                                       - формирование                                              ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ                              - сущн. – внутр. активность    

                                       - социализация                                               

 


Наследственные факторы

 
                                                                               

 

генетические теории

 

физиологические особенности

 
 

 

 

 


   -  потенциал  генов;                            - младшие дети– предмет. деят.         - способности                                     -  эндоморфные        

    - влечения  человека                          - дошкольники - игра ролевая           - черты характера                                - мезоморфные

     - предопределение судьбы               - младшие школьники-учеба             - направленность                                 - эктоморфные                               

     - лимит наследственности                - подростки- общение                        - психические процессы                                                                                                                                    

                                                                  - юноши- смысл жизни                                                                                          

РАЗВИТИЕ

 
                                                                                                                                                                                                                                          

 

                                                             

 

 


 

      цель формирования                                    социальная                                                               внутренний голос                      общественный идеал

      условие развития                                         учебная                                                                    с близкими                                  ускорение жизни

      совершенствование                                    досуговая                                                                 официально-учебная                  этническая среда

                                                                                                                  формирование

                                                                                  воспитание                                        развитие