Тема 4.  Процесс и закономерности  обучения

1.    Проанализировать и аргументировать содержание темы по структурно-логической схеме (Схема 4).

2.    По одному из данных вопросов представить тезисы или развернутый ответ:

а) структура обучения: узнать – познать – знать – осознать.

б) основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.

в) движущие силы обучения.

г)  принципы и закономерности обучения.

3.Докончить утверждения, используя содержание темы:

а) объяснить структурную схему обучения…

б) познание отличается от знания…

в) образовательная функция отличается от развивающей функции…

4.Подготовить проекты:

а) построить модель учебной темы по структуре обучения

б) построить модель темы по функциям обучения

в) модели развивающего обучения

6.Самопроверка студентом степени усвоения темы  

Основные знания:  

а) характеристика компонентов обучения;

б) структура процесса обучения;

в) характеристика движущих сил обучения;

г) функции обучения;

Основные умения:

а) построение логической схемы усвоения знаний учащимися на материале наблюдений урока, аудио- или видеозаписи, письменного или устного описания учебной ситуации;

     б) постановка к конкретной теме образовательной, воспитательной и развивающей задач;

в) имитация движущих сил обучения  в учебной ситуации

6. Источники для самоподготовки

1. Дидактика средней школы: Гл. 3. Процесс обучения. – М., 1982

     2. Загвязинский В.И.  Теория обучения и воспитания. – М.,2013

3. Перспективные направления развития дидактики: Материалы круглого стола //Педагогика, 2007, №6 – с.43-53

3. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2007

     4.  Ситаров В. А. Теория обучения: теория и практика. -  М., 2014.

Схема  4.  Содержание образования

 

Основания образования

 

СО

 

Основные понятия

 

1.     

КОМПОНЕНТЫ

 
Образование                                                                                                                                                           1. Социальный заказ

2.      Образованный человек                                                                                                                                          2. статус человека

3.      Знания                                                                                                                                                                     3. Творческий характер

4.      Умения и навыки                                                                                                                                                       человеческой натуры

5.     

Эмоционально-оценочное отношение к знаниям, опыту

 
Творчество

 

Знания

 

Опыт творчества, поиска

 
 

 

 


1.Факты, явления                         1. Обобщенные               1. Искусство сомнения, вопросов

2. Понятия                                    2. Специальные               2. Альтернативность, вариативность           1. Чувственный отклик

3. Определения, правила             3. Общеучебные             3. Доказательность, логичность                    2. Настойчивость, целеустремленность

4. Законы, теории                         4. Поисковые                  4. Догадка, смекалка, сообразительность    3. Преодоление трудностей, риск

5. Наука, искусство                                                              5. Сравнение, сопоставление, поиск             4. Понимание значимости, необходимости

Нормативные документы и средства

 

Критерии отбора

 

Виды образования

 
                                                                                                6. Установление аналогий                             5. Умения самооценки

 

 

 

1.      Цель и научный прогноз                                        1. Общее                                         1. Закон об образовании

2.      Потребности, призвание, уровень культуры       2. Дополнительное                         2. Федеральный и региональный стандарт, учебный план

3.      Специфика науки                                                    3. Профессиональное                    3. Учебные программы, учебники, пособия

4.      Реальные возможности учащихся                         4. Дистанционное                          4. Образовательные программы, УМК

                                                                                         5. Непрерывное                              5. Методические средства.