Тема 7. Организация
самостоятельной работы и мониторинг результатов обучения
1. Проанализировать и аргументировать
содержание темы по структурно-логической схеме (Схема 7).
2. По одному из данных вопросов представить тезисы или развернутый
ответ:
а) основные понятия и задачи
мониторинга в образовании;
б) формы проверки и
контроля учебных достижений учащихся;
в) качества знаний и
умений учащихся;
г) модульно-рейтинговая
система мониторинга.
3. Докончить утверждения, используя содержание темы:
а) диагностика отличается
от мониторинга…
б) преимущества
индивидуального опроса…
в) требования к качеству
знаний и умений…
4. Подготовить проекты:
а) составить задания по одной учебной теме на выявление оперативности и
гибкости умственных действий учащихся;
б) составить перечень метапредметных умений по
своей базовой дисциплине;
в) составить контрольно-измерительные материалы к одному из модулей по
предмету.
5. Самопроверка студентом степени усвоения темы
Основные знания:
а) сущность основных понятий мониторинга: диагностика, проверка, контроль, мониторинг,
рейтинг;
б) задачи мониторинга на
разных этапах обучения;
в) формы проверки и
оценки знаний и умений учащихся;
г) качества знаний и
умений учащихся;
д) методика организации
самообразования и самовоспитания.
Основные умения:
а) подбирать задания для развития качеств знаний и умений;
б) по ответам учащихся определять качество их знаний
и умений;
в) использовать различные
формы мониторинга обучения ;
г) подобрать
различные виды самостоятельных работ для развития общеучебных
умений учащихся;
6. Источники для самоподготовки
1. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга // www.profile-edu.ru/monitoring-v-obrazovanii...
2. Назиров С.Я., Нюдюрмагомедов А.Н. Основы
педагогического мон иторинга. – Махачкала, 2004
3. Нюдюрмагомедов А.Н. Модульно-рейтинговая технология обучения //
Разработка и внедрение интерактивных технологий в высшей школе: научно-методическое
пособие / под ред.
А.Н. Нюдюрмагомедова.
– Махачкала: Издательство ДГУ, 2013
4. Шабанова Ю.В. Сущность педагогического мониторинга как средства
повышения качества обучения //festival.1september.ru/articles/527973
Схема 7. Диагностика и мониторинг учебного процесса
Основные понятия Задачи контроля
- контроль, учет, проверка; - установить готовность к восприятию новых
- оценка, отметка; знаний;
- эффективность процесса; - установить внимание и понимание;
- качество знаний; - выявить трудности по ходу усвоения;
- самооценка; - определить понимание знаний
- мониторинг - выявить умения применения знаний;
- проверить системный характер знаний;
- определить роль знаний в опыте ученика
Виды контроля Методы контроля
- предварительный; - устный или письменный;
- текущий; - практический;
- тематический; - графический;
- периодический; - программированный;
Функции оценки Требования к
оценке Качества знаний и
умений
- итоговый.
машинный, компьютерный.
- полнота и глубина; - стимулирующая - объективность;
- оперативность и гибкость; - обучающая; - гласность, мотивированность;
- осознанность и сознательность; - воспитательная; - справедливость;
- эмоциональность, действенность; - развивающая; - соответствие самооценке;
- конкретность и прочность; - самоутверждающая; - авторитет, значимость;
- системность и интегративность; - диагностическая; - осознанность учения.
- поисковый характер. – ориентирующая.
Проблемы и пути
совершенствования системы контроля