Методика
подготовки, организации и оформления мастер-класса

Мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Педагогическое мастерство выражается через следующие компоненты деятельности:

- психолого-педагогическую и научно-предметную эрудицию;

- профессиональные способности и умения;

- педагогическую технику и наличие авторских методов, приемов и новых учебных средств;

- личностные качества открытого поведения и привлечения внимания к своей работе.

Мастер-класс – это форма прямой или опосредованной презентации опыта мастера с качественным результатом и возможностью обучения других его оригинальным технологиям.

Структурная конструкция мастер-класса:

1.      Неожиданное, интригующее и привлекающее внимание название.

2.     Новая оригинальная идея мастера о совершенных формах педагогических процессов, которые он предлагает.

3.     Актуальность технологий мастера для современной школы или вуза

4.      Цель и основные задачи мастера для данного мастер-класса.

5.     Научные и методические основания идеи и технологий.

6.      Оригинальные действия, методы, приемы или средства мастера.

7.      Качественно новый результат.

8.     Критерии оценки для рефлексии и обсуждения

9.     Рекомендации к использованию опыта мастера

Если мастер-класс проводится с преподавателями, все эти элементы мастер демонстрирует на своих средствах, по ходу комментируя их преимущества и новые возможности. После демонстрации опыта мастера, присутствующие выясняют свои сомнения и дают оценку педагогическому событию в ходе корпоративного обсуждения.

Если такое событие проводится со студентами, то новые возможности опыта мастера будут видны и без комментариев. Новое видение мастера и мнение методистов согласовываются после занятия и разработкой рекомендаций к использованию опыта мастера в работе других преподавателей университета.

Для всех мастер-классов проводится видеосъемка, на основе которой производится монтаж оригинальных приемов, технологий или средств мастера, которые будут размещены на сайте университета в рубрике «Мастерская успешного преподавателя».

Печатный и электронный вариант мастер- классов с полным описанием содержания будут храниться также и в Центре современных образовательных технологий университета.


Директор ЦСОТ им. С.М. Омарова,

профессор А.Н. Нюдюрмагомедов



ПАМЯТКА
по разработке и реализации оригинальной образовательной идеи для
внедрения в образовательную технологию

1. Анализ и обобщение.

Проведите мониторинг известных инноваций в образовании с целью сопоставления своего профессионального опыта и соответствия требованиям образовательной технологии, которую планируете применить, – информационные, цифровые, проектные, смешанные, технологии на основе опыта, диалоговые, междисциплинарные, тренинги, технологии контекстного обучения, проблемного обучения, виртуальные, эвристические дискуссии, дебаты, кейс-технологии для анализа реальных проблемных ситуаций, ролевая игра, деловая игра, технологии «аквариум», «мозговой штурм», опережающей самостоятельной работы и др. Изучите разработки мастер-классов от ЦСОТ (по ссылке) и выберите оптимальную образовательную технологию с учетом новых подходов и достижений по конкретной дисциплине при изучении данного раздела и темы. Выделите специфические компоненты и возможности развития тех или иных компетенций студентов.

2. Разработка.

Разработайте сценарий занятия в соответствии с выбранной образовательной технологией, описав его применение и адаптировав под цели и результаты обучения. Продумайте и опишите ход авторского применения интерактивной образовательной технологии как своего видения тенденций и перспектив развития профессионального образования. Выделите существенные компоненты: актуальность; цель; новизна идеи о развитии конкретных компонентов образования; использование новых средств и методов для обеспечения активного взаимодействия студентов между собой; логичность и целостность описания и оформления материала; преимущества, перспективы, новые возможности; ожидаемые результаты. Обоснуйте их эффективность, предложите средства и условия ее реализации, отметьте возможные позитивные изменения, которые могут произойти со студентами после применения данной технологии. Предложите рекомендации к использованию. Работа преподавателя характеризуется наличием глубоких знаний в области своей учебной дисциплины, умения выбрать оптимальное содержание для применения образовательной технологии.

3. Внедрение (ожидаемый результат).

Результатом становится реализация оригинальной идеи, адаптированной к разным направлениям подготовки будущих специалистов. Включайте студентов в активное сотрудничество, управляйте взаимодействием студентов в интерактиве и их активной работой. Такая организация взаимодействия создаст условия для формирования у студентов практических навыков использования полученных знаний по развитию тех или иных компетенций.

4. Рекомендации:

- Четкое определение конечной цели обучения на занятии как планируемого результата обучения – необходимое условие на занятии при развитии способности к профессиональной деятельности. Организация учебного занятия в логике и связности между отдельными элементами нацелит на результат. - При выборе образовательной технологии учитывайте возможности для ее реализации и потенциал студентов. Предварительное ознакомление с процедурами технологии протестирует его применение. И сам преподаватель должен владеть ею в совершенстве. - Распределите время для своевременного начала и конца занятия, организации интеллектуальной и практической деятельности студентов, форм контроля, анализа и оценки студентами результатов своей деятельности, а также оценки работы студентов преподавателем. - Стимулируйте активное обсуждение и анализ данных, проблемных (развивающих) ситуаций, творческого переосмысления.


Сотрудник ЦСОТ им. С.М. Омарова,
Алыпкачева П. И.