Методика
подготовки, организации и оформления мастер-класса
Мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Педагогическое мастерство выражается через следующие компоненты
деятельности:
-
психолого-педагогическую и
научно-предметную эрудицию;
-
профессиональные способности и умения;
-
педагогическую технику и наличие авторских методов, приемов и новых
учебных средств;
- личностные качества открытого поведения
и привлечения внимания к своей работе.
Мастер-класс
– это форма прямой или опосредованной
презентации опыта мастера с качественным результатом и возможностью обучения
других его оригинальным технологиям.
Структурная
конструкция мастер-класса:
1.
Неожиданное, интригующее и привлекающее внимание название.
2. Новая оригинальная идея мастера о совершенных формах
педагогических процессов, которые он предлагает.
3. Актуальность технологий мастера для современной школы
или вуза
4.
Цель и основные задачи мастера для данного
мастер-класса.
5. Научные и методические основания идеи и технологий.
6.
Оригинальные действия, методы, приемы или средства
мастера.
7.
Качественно новый результат.
8. Критерии оценки для рефлексии и обсуждения
9. Рекомендации к использованию опыта мастера
Если мастер-класс проводится с
преподавателями, все эти элементы мастер демонстрирует на своих средствах, по
ходу комментируя их преимущества и новые возможности. После демонстрации опыта
мастера, присутствующие выясняют свои сомнения и дают оценку педагогическому
событию в ходе корпоративного обсуждения.
Если такое событие проводится со
студентами, то новые возможности опыта мастера будут видны и без комментариев.
Новое видение мастера и мнение методистов согласовываются после занятия и
разработкой рекомендаций к использованию опыта мастера в работе других
преподавателей университета.
Для всех мастер-классов проводится
видеосъемка, на основе которой производится
монтаж оригинальных приемов, технологий или средств мастера, которые
будут размещены на сайте университета в рубрике «Мастерская успешного
преподавателя».
Печатный и электронный вариант мастер-
классов с полным описанием содержания будут храниться также и в Центре
современных образовательных технологий университета.
Директор ЦСОТ им. С.М. Омарова,
профессор
А.Н. Нюдюрмагомедов
ПАМЯТКА
по разработке и реализации оригинальной образовательной идеи для
внедрения в образовательную технологию
1. Анализ и обобщение.
Проведите мониторинг известных инноваций в образовании с целью сопоставления своего профессионального опыта и соответствия требованиям образовательной технологии, которую планируете применить, – информационные, цифровые, проектные, смешанные, технологии на основе опыта, диалоговые, междисциплинарные, тренинги, технологии контекстного обучения, проблемного обучения, виртуальные, эвристические дискуссии, дебаты, кейс-технологии для анализа реальных проблемных ситуаций, ролевая игра, деловая игра, технологии «аквариум», «мозговой штурм», опережающей самостоятельной работы и др. Изучите разработки мастер-классов от ЦСОТ (по ссылке) и выберите оптимальную образовательную технологию с учетом новых подходов и достижений по конкретной дисциплине при изучении данного раздела и темы. Выделите специфические компоненты и возможности развития тех или иных компетенций студентов.
2. Разработка.
Разработайте сценарий занятия в соответствии с выбранной образовательной технологией, описав его применение и адаптировав под цели и результаты обучения.
Продумайте и опишите ход авторского применения интерактивной образовательной технологии как своего видения тенденций и перспектив развития профессионального образования. Выделите существенные компоненты: актуальность; цель; новизна идеи о развитии конкретных компонентов образования; использование новых средств и методов для обеспечения активного взаимодействия студентов между собой; логичность и целостность описания и оформления материала; преимущества, перспективы, новые возможности; ожидаемые результаты.
Обоснуйте их эффективность, предложите средства и условия ее реализации, отметьте возможные позитивные изменения, которые могут произойти со студентами после применения данной технологии. Предложите рекомендации к использованию.
Работа преподавателя характеризуется наличием глубоких знаний в области своей учебной дисциплины, умения выбрать оптимальное содержание для применения образовательной технологии.
3. Внедрение (ожидаемый результат).
Результатом становится реализация оригинальной идеи, адаптированной к разным направлениям подготовки будущих специалистов. Включайте студентов в активное сотрудничество, управляйте взаимодействием студентов в интерактиве и их активной работой. Такая организация взаимодействия создаст условия для формирования у студентов практических навыков использования полученных знаний по развитию тех или иных компетенций.
4. Рекомендации:
- Четкое определение конечной цели обучения на занятии как планируемого результата обучения – необходимое условие на занятии при развитии способности к профессиональной деятельности. Организация учебного занятия в логике и связности между отдельными элементами нацелит на результат.
- При выборе образовательной технологии учитывайте возможности для ее реализации и потенциал студентов. Предварительное ознакомление с процедурами технологии протестирует его применение. И сам преподаватель должен владеть ею в совершенстве.
- Распределите время для своевременного начала и конца занятия, организации интеллектуальной и практической деятельности студентов, форм контроля, анализа и оценки студентами результатов своей деятельности, а также оценки работы студентов преподавателем.
- Стимулируйте активное обсуждение и анализ данных, проблемных (развивающих) ситуаций, творческого переосмысления.
Сотрудник ЦСОТ им. С.М. Омарова,
Алыпкачева П. И.